Дюраль (Al Cu) — сокращение от дюралюминий, группа высокопрочных сплавов на основе алюминия 93,5%, с добавками меди 4,5%, магния 1,5% и марганца 0,5%. Плотность сплава 2500-2800 кг/м³. Температура плавления дюралюминия 650 °C. При испытаниях на растяжение типовое значение предела текучести составляет 250 МПа, предела кратковременной прочности 400…500 МПа. Прочностные характеристики зависят от состава и термообработки. Массовая плотность - 2,79 г/см³, интервал температуры плавления 510-640. Линейный коэффициент термического расширения - 23,0 10−6/K. Модуль упругости - 74 000 МПа. Теплопроводность - состояние T4: 134 W/M°C, удельная теплоёмкость 920 Дж/кг°C.
Классификация дюралюминия
Распространённые в Европе сплавы марок «Hiduminium» и «Avional» являются близкими по составу к дюралюминию сплавами других фирм-производителей — High Duty Alloys Ltd. (Великобритания) и Aluminium-Industrie A-G. (Швейцария).
В России дюралюминами называют деформируемые сплавы системы, в которые дополнительно вводят марганец. Типичным дюралюмином является сплав Д1 (состав: 4,3% Cu, 0,6% Mg, 0,6% Mn, остальное — Al), однако вследствие сравнительно низких механических свойств производство его заметно сокращается. Сплав Д1 для листов и профилей заменяется сплавом Д16.
В США и Евросоюзе дюралюмины представлены, в первую очередь, сплавами 2024, 2021 (во Франции ранее обозначался AU4G или duralumin) и 2117. По международной универсальной классификации группе деформируемых алюминиевых сплавов Al-Cu-Mg присваиваются обозначения от 2000 до 2999.
Виды сплавов дюрали
С учетом способа изготовления и воздействия разной температуры могут изменяться параметры проката.
- Магний и алюминий, марганец и алюминий — при производстве соединения не проходят закалки. Применяются для изготовления герметичных баков, радиаторов для автомобилей, труб для сборки бензопроводов. Из них изготавливаются строительные материалы. Сплавы хорошо поддаются сварке, пайке, невосприимчивы к образованию ржавчины. Плохо разрезаются.
- Марганец, медь и алюминий — сложный конструкционный материал. Основой выступает алюминий, остальные компоненты легирующие. Сплав используется при сборке космических аппаратов, самолетов, скоростных железнодорожных составов. Недостаток — восприимчивость к воздействию влаги.
- Кремний, марганец и алюминий — сплав обладает малым удельным весом, стойкостью к образованию ржавчины.
При изготовлении последнего вида сплава соединение подвергается дополнительной закалке при температуре 525°C. После этого деталь резко охлаждается в воде до 20°C. Процесс охлаждения занимает 10 суток.
Исходя из конечного назначения продукции состав сплава варьируется для придания материалу разных технических показателей.
В зависимости от перечня технологических приемов в процессе производства выделяют: закаленный, состаренный и анодированный дюраль.
Помимо основных элементов, применяемых для легирования сплавов, в составе дюралей возможно присутствие некоторых примесей. При этом кремний и железо входят в химический состав первичного алюминия, цинк и медь могут попасть при переплавке различных отходов, ряд других компонентов (титан, цирконий, бериллий) вводят специально для изменения технических показателей конечного продукта.
Присутствие железа в составе сплава влечет за собой повышение показателя хрупкости, но в паре с никелем железо заметно улучшает механические свойства материала в условиях обычной и повышенной температуры рабочей среды.
Свойство добавок изменять эксплуатационные показатели сплава требует грамотного и ответственного подхода к подбору компонентов и технологическому процессу производства.
Состав сплавов, % массы
Сплав | — | Si | Fe | Cu | Mn | Mg | Cr | Ni | Zn | Ti | Zr+Ti | Прочие каждого | Прочие сумма |
Al |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2017A | Min. | 0,20 | / | 3,50 | 0,40 | 0,40 | / | / | / | / | / | / | / | основа |
Max. | 0,80 | 0,70 | 4,50 | 1,00 | 1,00 | 0,10 | / | 0,25 | / | 0,25 | 0,05 | 0,15 | ||
2024 | Min. | / | / | 3,80 | 0,30 | 1,20 | / | / | / | / | / | / | / | основа |
Max. | 0,50 | 0,50 | 4,90 | 0,90 | 1,80 | 0,10 | / | 0,25 | 0,15 | 0,20 | 0,05 | 0,15 |
Физические свойства дюралюминия
Основной особенностью материала является его малый собственный вес при хороших показателях термической устойчивости и отменной прочности. Удельный вес дюралюминия составляет всего 2,8 г/см3 (у стали этот показатель равен 8 г/см3).
Температура плавления дюралюминия составляет около 650 градусов по шкале Цельсия. Плотность дюралюминия определена в пределах от 2500 до 2800 кг/см3.
К недостаткам материала в первую очередь относят его подверженность коррозии под воздействием повышенной рабочей температуры или увеличенной нагрузки. Примечательно, что сплав в отличие от металла без примесей пригоден для выполнения точечных сварных работ.
Дюралюминий обладает отменной устойчивостью к длительному воздействию любой агрессивной среды, стоек к износу и разрушению. Физические свойства сплава позволили реализовать на практике технические проекты в сфере авиации и машиностроения, которые были не осуществимы без такого конструкционного материала.
На нашем сайте, в каталоге дюралевого проката, вы можете ознакомится и приобрести следующие виды продукции из дюрали:
Сферы применения дюрали
В авиации листы дюрали используют как базовый конструкционный материал. Прокат также используется в космонавтике и других областях машиностроения, для которых необходима минимальная масса конструкции. Плиты применяется при производстве скоростных поездов, и отраслях машиностроения. После отжига сплав становится мягким и гибким как алюминий, при остывании становится твёрдым и жёстким. Прокат упрочняется термообработкой, подвергаются закалке и естественному или искусственному старению. Характеризуются сочетанием повышенной статической прочности 450-500 МПа при комнатной, и повышенной 150…175 °C.
Квадраты применяют в устройствах летательных аппаратов, для деталей в морском и речном флоте. Используется как декоративный материал для внутренней отделки. Сплав с повышенной пластичностью, применяют как заготовку для обработки методом штамповки, давления либо резки. Повышенная устойчивость к коррозийным образованиям делает возможным применять изделие в экстремальных условиях.
Прутки используют в строительной сфере и машиностроении. Прокат применяется как сырье для изготовления деталей и механизмов. Дюралюминий немагнетический сплав, легок и пластичен с повышенной электропроводностью. Прокат способен сохранять эксплуатационные характеристики при температурных колебаниях, эти достоинства делают прокат востребованными на производствах.
Лента применяется в строительстве жилых и нежилых объектов недвижимости, при отделочных работах и в декоре помещений. Прокат применим как элемент герметизации и соединения швов, популярен в промышленности пищевого направления.
При производстве малогабаритных деталей и сборных конструкций используется проволока. Проволокой пользуются в отраслях промышленности, продукция востребована в машиностроении и мебельной индустрии. Используется как универсальная основа для креплений, применима при изготовлении элементов декора и фурнитуры для мебели, заклепок, пружин, сеток и т.д.
Для изготовления легких, но в тоже время прочных сооружений, возведения фасадов, изготовления элементов декоративной отделки и оборудования для пищевого блока используются трубы. Они применимы при прокладке специализированных трубопроводных систем. Прокат податлив к механической обработке и сварке точечным способом. Благодаря плакировке алюминием чистой марки, повышается уровень коррозийной стойкости. Чтобы увеличить прочность, применяют термическую обработку.
Уголки с повышенной прочностью массово применяются в строительстве при изготовлении строительных, ограждающих и декоративных конструкций. В машиностроении при изготовлении конструкций тяжёлого и скоростного транспорта: самолётов, поездов, кораблей. Также применяется в топливной энергетике при строительстве промышленных конструкций.
При крепеже изделий и механизмов в строительстве применяется шестигранник. Он используются при создании бурильных труб и конструкций для флота. Из шестигранников производят элементы декора для украшения внутренней части сооружений. Незаменим при изготовлении элементов крепежа и других запчастей для двигателей автомобиля. Применяют при изготовлении болтов, гаек и иной метизной продукции.